Вокруг озера Сайма (Финляндия)
Старт 2-го Международного велопробега на тандемах по маршруту вокруг озера Сайма в Финляндии был намечен на 10:40 27-го июля 2009 года от Иоанновского моста Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Под звуки гимна Российской Федерации, исполненного незрячим музыкантом Михаилом Щербаковым, был дан старт и перерезана ленточка. В сопровождении машины ГИБДД участники велопробега доехали до Финляндского вокзала. По традиции было принято решение добираться до Выборга на электричке. Маршрут велопробега предполагал начало движения по территории Финляндии от Иматры. Границу нужно было пересечь в Светогорске. Чтобы поберечь собственные силы, время и технику, до Светогорска доехали на дизельном поезде.
Нужно отметить, что велотандемы в нем провозить крайне неудобно, так как остановки достаточно частые, платформы - не с одной стороны по движению поезда, а тандем никуда, кроме тамбура, в вагонах этого поезда не помещается. И, при этом, он занимает практически весь тамбур. Мы остались благодарны понимающим пассажирам и надеемся, что оставили положительные впечатления у проводников поезда. Такие велосипеды они видели в первый раз.
После выхода из поезда мы обнаружили, что один тандем едет на ободе, и поменяли камеру.
Границу пересекли без проблем, по дороге 396 доехали до Иматры и немного поплутали в поисках кемпинга Ukonniemi. Приехали в кемпинг уже после закрытия административной его части, поэтому расплачивались утром.
Всего за 1-й день пробега проехали 35 километров.
Во второй день по шоссе 6, в начале совпадавшему с 6-м национальным веломаршрутом, доехали до поворота на дорогу 4063. Мы предполагали остановиться в кемпинге Kultakivi под городком Путикко. Дорога 4063 - шоссе, по которому предписывается двигаться велосипедистам, "велошоссе", - дорога с отличным покрытием, очень малым количеством машин, интереснейшим рельефом и, при этом, достаточно длинная (около 60 километров). Такие дороги - мечта велосипедиста.
В этот день мы поняли практическое значение 2-х обозначений на карте GT-Fillary. Знак "чемоданчик": в легенде карты подписан словом "shop". На пути в Путикко мы должны были увидеть 3 таких магазина. И не увидели ни одного. Без сомнения, местные жители где-то пополняют свои запасы продовольствия и всего остального, но мы решили, что в будущем на такие магазины рассчитывать не следует. То ли эти магазины работают не во все дни, то ли нужно знать какой-то финский обычай, чтобы суметь ими воспользоваться, то ли мы были не очень голодны, но этих магазинов мы не увидели.
Знак "место для купания": в легенде подписан "swimming". Мы остановились в таком месте неподалеку от Торсанпаа. Это прекрасно подготовленное место для купания, с кабинками для переодевания, туалетами, пирсом и печью для гриль. В дальнейшем мы убедились, что такие места очень активно используют для купания финские семейства. С удовольствием искупались, хотя вода была необычно холодная. Это, кстати, не помешало финским детям не вылезать из воды буквально больше часа.
Здесь же мы обнаружили, что колесо одного из тандемов проколото, и починились.
Кемпинг Kultakivi оказался закрытым, и этому мы почему-то не удивились. Дальше поехали по 14-му веломаршруту и по дороге 4792 через Пункахарью в кемпинг Kesamaa. Часть пути от Путикко до Пункахарью - очень красивый и интересный отрезок длиной примерно 6 километров. Ко всем достоинствам дороги 4063 здесь добавились красивые виды с шоссе (не однообразный лес, а аккуратненькие финские домики) и очень интересные изгибы дороги во всех плоскостях. Повороты чередуются с горками, подъемы - со спусками. Езда по таким дорогам - едва ли не самоцель практически любого велопохода.
От Пункахарью до кемпинга наш путь лежал по 7-ми километровой косе между озер Пилайвеси и Пурувеси. Вместо домиков по обеим сторонам дороги - редкий лес, сквозь который виден блеск озер. Мы проезжали это место в опускающихся на землю сумерках. Незрячий велосипедист Дмитрий Неуступкин описывал потом это место как самое красивое из тех, в которых мы были в течение велопробега.
Весь дневной путь от кемпинга до кемпинга составил примерно 100 километров.
На 3-й день мы вынуждены были сделать дневку из-за плохого самочувствия одного из участников похода. Отлеживались на солнышке, купались, восстанавливали силы и здоровье.
В планы на 4-й день похода входили осмотр крепости в Савонлинне и остановка в кемпинге Vilkaharju под Сулкавой. До Савонлинны доехали по 14-му шоссе (до Анттолы) и по 14-му веломаршруту.
Крепость в Савонлинне - наиболее сохранившаяся средневековая крепость в Европе. Построена на скалистом острове, имеет очень богатую историю и в прошлом считалась неприступной. Можно смело сказать, что под осмотр этой крепости можно планировать маршрут путешествия по Финляндии. Не возьмусь описывать саму крепость, скажу только, что побывать там стоит.
В Савонлинне мы так же посетили веломагазин и купили запасные камеры, на всякий случай.
Далее наш путь лежал по шоссе 14, дороге 435, 14-му веломаршруту и по дороге 438. Участок 14-й трассы от поворота налево на 14-й веломаршрут до местечка с названием Ахолахти на карте содержит изображение грунтовой велодорожки. На деле там все в порядке, велодорожка покрыта асфальтом нормального финского велодорожного качества. Мы не стали сворачивать на велошоссе 14 в этом месте с целью избежать 13-ти километрового грунтового участка. Для велотандема с полусликовыми покрышками грунтовые отрезки маршрута экстремальны. Свернув с шоссе в районе Каллислахти, мы снова присоединились к 14-му веломаршруту около селения Маки-Сепатто.
Чтобы добраться до кемпинга, нам нужно было свернуть с основного маршрута на дорогу 438. По моему мнению, эта дорога - самое красивое место в Финляндии из тех, которые я видел. Интереснейший рельеф, частые повороты, практически полное отсутствие автомобилей и красивейшие места вокруг. Редкий сосновый лес, много озер со скалистыми берегами, холмистый рельеф и закатное яркое солнце оставили незабываемые впечатления.
Кемпинг Vilkaharju также оказался закрытым. По традиции, мы не стали тратить свои силы на удивление, а поехали дальше.
В это время наши технические проблемы продолжились. На том же тандеме опять пробило камеру. Поменяли покрышку на проблемном колесе, поставили новую камеру и до конца путешествия забыли про проколы.
Куда ехать дальше было не ясно. И мы решили испытать на себе реальное значение еще одного знака на карте - знака "домик". Он подписан в легенде как "holiday village". После изучения карты мы надумали вернуться на наш маршрут, проехать через Сулкаву и направиться к такому домику под названием Hakulinen, что находится с правой стороны по ходу нашего движения по велопути 14 или 5, к югу от Сулкавы. В Сулкаве очень запомнилась горка, по которой лежал наш путь в центре города: таких подъемов на нашем маршруте было немного, тандемы затаскивали наверх руками и хотели лечь где-нибудь там, на газончике. Но мы не забыли нормы культуры и приличия и, собравшись с силами поехали дальше. Приехав на место мы увидели, что этот дом - непосредственно личный дом финна T. Hakulinen'а, в котором, как мы поняли, сдаются несколько комнат. Сонный, но очень радушный и гостеприимный финн Т. Сказал нам, что сегодня мест нет (мы, естественно, не удивились) и посоветовал нам поехать в Ralli, там, мол, очень любят велотуристов и всегда им рады. Мы поблагодарили Т. за совет, извинились за беспокойство в столь поздний час и уехали. Видимо, рассчитывать на то, что можно будет спонтанно остановиться на ночь в любом таком домике, не следует.
Чтобы доехать в Ralli, нам нужно было вернуться до Каартиланкоски и свернуть направо. Что составило бы, примерно, 10 километров, то есть крюк - 20 километров. Вместо этого мы отъехали по шоссе примерно 1 километр к югу и поставили палатки в лесу, около озера Кулкемус.
Суммарный пробег за день составил примерно 100 километров.
5-й день пути обещал быть насыщенным. Нам предстояло узнать, что под собой скрывает знак "эль" на карте, подписанный словом "Ferries" (паром), побывать в Пуумале, доехать до Анттолы и узнать, работает ли там кемпинг. Благодаря раннему подъему все это мы успели.
Поехали на юг по маршруту и доехали до паромной переправы. Паром там ходит. Велосипедистов возит. Бесплатно. Главное - не забыть ответить приветственным жестом на такой же жест паромщика. Паром ходит по расписанию: 9:00 - 9:20, 12:00 - 12:20, 17:00 - 17:20, 20:00 - 20:20. Будка паромщика находится с южной стороны пролива. Мы подъехали к переправе примерно в 9:10, не зная расписания.
После паромной переправы мы двигались на юг до выезда на шоссе 62. Этот участок - красивая рельефная дорога со значительным количеством финских селений и с незначительным количеством автомобилей. Запомнился вид на плес озера Сайма с одного из холмов, на который поднимается дорога на этом участке
Далее поехали по шоссе 62 направо в Пуумалу. В Пуумале было принято решение об эвакуации одного из участников в связи с плохим самочувствием. Автобус до Иматры увез его вместе с велосипедом из Пуумалы в 14:20 по финскому времени. Затем Артем доехал до Светогорска, переночевал там и сел в дизельный поезд до Выборга.
В ожидании автобуса мы погуляли по Пуумале. Это небольшой красивый портовый город, хороший панорамный вид на который открывается с моста на южной оконечности города.
Затем мы поехали одновременно по 5-му и 14-му веломаршрутам по направлению к городу Миккели. В местечке Пистохиекка обнаружили очередной неработающий кемпинг и отличное место для купания, коим и воспользовались. Путь по 62-му шоссе до развилки 5-го и 14-го веломаршрутов запомнился красивыми озерами, на которых можно увидеть парусники, скалистыми берегами и красивейшими видами на все это, которые открываются непосредственно с шоссе 62. В Анттолу приехали достаточно рано, успели зайти в магазин. Почему-то в Анттоле было не очень просто сориентироваться. Наконец, проехали мимо церкви (она осталась справа), спустились с высокой горки и повернули направо по указателю на кемпинг. Кемпинг Kakaistenranta оказался работающим, чему мы немного удивились.
При оплате услуг кемпинга у меня не приняли монеты в 5 и 1 евроцент, объяснив это тем, что они слишком старые. Никто не знает, это везде так или только в том кемпинге?
Дневной пробег составил примерно 75 километров.
На 6-й день мы в первый раз за весь поход вспомнили про то, что бывают дожди. С самого раннего утра пошел сильный ливень и нас, вместе с палаткой, не унесло в озеро Харвио только благодаря колышкам. Благодаря непогоде завтрак и выезд были поздними. По 14-му велопути доехали до Парккилы, затем по общей дороге 62 - до Миккели.
Миккели - достаточно большой город. На центральной площади по случаю выходного дня была организована ярмарка, на которой продавали даже картины. Правда, не такие красивые, как продают в Петербурге на Невском проспекте около костела святой Екатерины. А может это тоска по Родине уже начинала сказываться. Погуляли по городу, вдоволь нафотографировались и поехали дальше. Кстати, в Миккели было очень просто сориентироваться, несмотря на масштаб этого города.
Далее наш путь лежал в Ристиину по веломаршруту 13. Отрезок пути от развилки 62, 13 и 15 дорог южнее Миккели до пересечения велопути 13 с дорогами 13 и 15 - музейная дорога. И не даром. Места - очень красивые. Дорога с постоянными небольшими горками и поворотиками то объезжает почти вокруг небольшое поле с чем-то типа пшеницы (но не пшеницей), то проходит между 2-х озер, то открывает вид на поле для гольфа, то показывает туристу очень живописный берег с финскими домиками. Затем до Ристиины - не запомнившаяся дорога, временами грунтовая.
В Ристиине есть хорошее место для купания, где мы и сделали обеденную остановку.
Из Ристиины поехали на юг по шоссе 13. Заботясь о технике, проигнорировали грунтовую часть 13-го велопути и свернули с шоссе 13 на веломаршрут 13 в районе местечка Пункка. Далее уже по велошоссе 409 доехали до Суоменниеми, а потом по грунтовке до кемпинга Suomijarvi. Этот отрезок запомнился возделываемыми финскими полями, красивым видом на церковь около развилки в Суоменниеми и интересным рельефом дороги. После начала грунтовой части нашего маршрута рельеф дороги не изменился и ехать стало сложновато. От Суоменниеми до Савитапаале на нашем пути на карте обозначены 3 кемпинга. Нам повезло и работающим оказался первый.
Этот кемпинг - лучший из тех, в которых мне приходилось останавливаться. За 15 евро с палатки в распоряжении туриста все кемпинговые удобства, практически домашний уют, женщина на "ресепшн", говорящая по-русски фразу "с приездом!", неправдоподобная тишина, сосновый лес вокруг, лодки, озеро с чистейшей водой и берег с пирсом. Вот в этом краю мы и остановились на ночлег.
Дневной пробег - 85 километров.
На следующий день уезжать нам никуда не хотелось, поэтому мы долго купались и пили кофе. Затем нам предстоял последний грунтовый отрезок нашего маршрута. От кемпинга до Партакоски ехали долго и аккуратно. Но проблемы с техникой все же появились: на одном тандеме стала давать сбой передача, либо цепь и звездочки, либо трещетку предстояло менять. Пока же ехать было можно и до Савитапаале по 409 дороге мы смогли доехать.
Веломаршрут 13 идет по шоссе 409, проходит по городу Савитапаале и выходит на дорогу 408. Так вот, следуя знакам веломаршрута по городу проехать у нас не получилось. Либо там со знаками что-то недоработано (что маловероятно), либо я где-то решил домыслить несуществующие указатели или не заметить существующие (что очень вероятно), так или иначе мы проехались по городу, пофотографировались, вернулись на пересечение 408 и 409 дорог и поехали в сторону Таипалсаари.
Путь до Таипалсаари запомнился тем, что он содержал первый за весь поход продолжительный участок без рельефа. А так же тем, что проехать его смогли не все. Проблемный тандем отказался ехать примерно за 13 километров до Таипалсаари. Трещетку нужно было менять. Трещетки с собой, естественно, не было и до Лапенранты нужно было как-то добираться. Один тандем поехал, а второй тандем пошел пешком. Вечером все встретились в кемпинге Huhtiniemi в Лапенранте.
Те, кто ехал насладились велодорожкой от Таипалсаари до самого кемпинга. Очень красивые места, справа озеро, слева озеро. Поплутали по Лапенранте в поисках этого самого кемпинга, успели найти его до начала ливня. Переждали полуторачасовой ливень под крышей, подождали, пока солнце немного подсушит землю и поставили палатки. Те, кто шел не смогли вполне почувствовать прелесть велодорожки, зато наслаждаться видами озер у них было значительно больше времени.
В результате этого боевого дня, 7-го дня похода, - 65 километров, из них 10 - по грунту и 35 пешком для одного тандема. Все молодцы!
8-й день похода должен был стать, одновременно, последним днем похода. Поэтому рано утром мы отправились в Лапенранту в поисках веломастерской. В 1-й мастерской не оказалось нужной нам детали, во 2-й тоже, а в 3-й нам предложили сделать новое колесо за 40 евро. Мы согласились без раздумий. Погуляли по Лапенранте, посмотрели крепостной вал, пофотографировались, забрали колесо и поехали обратно в кемпинг. Там позавтракали, собрали вещи и снова поехали в Лапенранту. Закупились сувенирами и финскими шоколадками и поехали, наконец, домой.
Выехав из Лапенранты, мы направились по шоссе 13 в Нуйяму, на границу. Шоссе 13 в этом месте для велосипедистов не очень подходящее: узкие обочины, много гравия на них и все менее уважительные к велосипедистам русские автолюбители. То есть это по финским меркам, к которым мы уже успели привыкнуть, а по русским меркам - отличное шоссе: широкая обочина, хорошее покрытие, уважающие велосипедистов финские автомобилисты.
Границу пересекли, как обычно, без проблем и без очереди. Далее путь наш лежал по берегам Сайменского канала. Кстати, в этом месте уже на стороне России ехать на велосипеде достаточно комфортно: хороший асфальт и мало попутных машин, так как все они стоят в очереди на границе. Чем ближе к Выборгу, тем хуже становятся оба этих показателя. Но, как бы там ни было, это Родина, и мы рады возвращению. От Выборга до Санкт-Петербурга доехали на электричке.
На велосипеде в последний день проехали примерно 50 километров.
Итого за 8 дней велопробега проехали примерно 510 километров по большому кольцу вокруг практически всех плесов озеро Сайма. Посмотрели крепость в Савонлинне, проехали по множеству интереснейших дорог Финляндии. Активно отдохнули на свежем воздухе, расширили свой кругозор, попрактиковались в английском языке и вернулись домой, банально, усталыми и очень довольными.
Дмитрий Ядыкин
Репортаж канала РТР о старте велопробега
Фотографии
|